Russian (CIS)LatvianEnglish (United Kingdom)Greek

Лига безопасного интернета
JBS Group Business energizer

Паломническая поездка на Святую Землю

Есть разные места на этой земле. Есть среди них такие, куда хочется возвращаться снова и снова. Например, туда, где что-то связанно с воспоминаниями об особых счастливых трогательных моментах жизни, или где живут дорогие сердцу люди. Тем более душа христианина стремится на Святую Землю. Побывать там – мечта каждого христианина, которую по возможности мы должны осуществить в течение жизни.

Некоторым людям посчастливилось там жить, каждый день видеть, проходить мимо таких дорогих нашему сердцу мест. Но как ни удивительно, многие из них вовсе не ценят это. Большинство населения Израиля нерелигиозные люди. Мало среди них даже ортодоксальных евреев.
Для нас посетить святую землю – это не только радость, но и ответственность. С какими чувствами мы приложимся ко святыням и что увезём обратно в Латвию?
Враг пытается посылать искушения и нарушить духовный благодатный настрой. Особенно в таких важных поездках. Что делать в таком случае? Молить Бога о помощи, о даровании благодати Духа Святого чтобы всё это преодолеть. И конечно не зацикливаться на ерунде, на маловажных мелочах, а концентрировать всё внимание, все силы духовные исключительно на самом главном.
Кому-то надо проехать всего несколько километров, чтобы очутиться в Иерусалиме. Но так уж сложилось что нашу страну отделяет от Святой Земли громадное расстояние. Когда-то наши предки ходили туда из Руси пешком. Это было не только трудное, но и опасное путешествие, длящееся месяцами, а то и годами. Для нас теперь в наш современный век всё упрощено: четыре часа на самолёте – и мы в Израиле! На выходе из аэропорта первое, на что я сразу обратила внимание, был цветущий куст. Я вспомнила о латвийских сугробах и морозах и возблагодарила Господа за возможность перенестись хоть на неделю в лето. Прилетев в Тель-Авив ночью 15 января, наша рижская паломническая группа от «Путник» сразу направилась автобусом в Иерусалим на ночную литургию в храме Гроба Господня. Было воскресенье. Многие люди сподобились великой радости причаститься.
На Святой Земле большинство храмов принадлежит греческому Патриархату. Поражает теплота и простота греков. Перед или после службы у них принято угощать молящихся небольшой трапезой со сладостями и напитками. При этом рядом за столом может сидеть епископ – а ты даже об этом не будешь знать – они наравне с обычными людьми! В одной церкви ко мне подошла пожилая гречанка и, увидев мои больные руки, принялась мазать их маслом от иконы и очень хотела что-то разъяснить мне на греческом, хотя я не понимала ни слова, но так тронули забота и внимание! Потом оказалось что она мать епископа…
В этой поездке у нас было всего два дня в Израиле. Но нам так повезло с гидом Григорием, что с ним мы уложили недельную программу в два дня! Посетили за один день все святые места Иерусалима, три русских монастыря (Горненский, Марии Магдалины и Вознесенский на Елеонской горе). Во второй день мы были у святынь Палестины (Вифлеем – пещера Рождества, младенцев, поле Пастушков, Лавры Преподобного Саввы и Феодосия). В пещере Рождества было такое трепетное радостное чувство как будто бы Христос Младенец здесь, с нами, и мы как пастухи, пришли поклониться Ему…с дарами веры, молитвы, благодарения…
Вечером 17 января, посетив лавру преподобного Герасима Иорданского, мы пересекли Израильско-Иорданскую границу. Преподобный Герасим при жизни очень любил животных, и в этом есть отблеск первозданного райского блаженства. И теперь в лавре много растений и птиц. Приятно было увидеть в греческом монастыре иконы наших родных русских святых: Ксении Блаженной, Преподобного Серафима Саровского.
Границу мы успели пересечь незадолго до её закрытия в связи с приездом в Иорданию президента России Владимира Медведева. Иордания встретила нас гостеприимно, и мы благополучно разместились в отеле. На следующий день, в Крещенский сочельник, после литургии в одном из храмов столицы Иордании Аммана, мы направились на реку Иордан. Надо сказать что богослужения в Иордании идут на греческом и арабском языках. В последнее время на Ближнем Востоке растёт число православных арабов.
Река Иордан связана не только с Крещением Господним. В Иорданской пустыне подвизалась преподобная Мария Египетская. Во многих храмах мы видели икону «Преподобный Зосима причащает преподобную Марию Египетскую». Мозаика с таковым сюжетом есть и по дороге к Иордану рядом с тем местом, где именно произошло Крещение Господне. Сейчас там развалины древнего храма и следы русла реки, которое некогда поменялось, и теперь река протекает немного по другому пути. Для меня, чувствительной к холоду, любое погружение в источник – это испытание. Но не окунуться в Иордане было нельзя. Оказавшийся рядом батюшка из Румынии помог мне окунуться с головой поскорее, и вот я, обновлённая и омытая иорданскими водами, выскочила на землю. Женщинам из нашей группы вода показалась даже горячей. Но я, как представитель «слабой ныне молодёжи» рада была тому, что вообще смогла окунуться, и сподобилась сделать это как раз в Крещенский Сочельник.
После окунания мы поехали на гору Небо, откуда Моисей некогда увидел Землю Обетованную после сорокалетнего странствования по пустыне, и там почил. На вершине горы один из символов Иордании – Моисеев посох – прообраз Креста Христова. В солнечные дни с горы видно даже до Средиземного моря. От горы Небо мы переехали в Иорданский городок Мадабу, где нас приютила местная православная община. Греческий православный храм города Мадабы славен своими мозаиками. В нём имеется древняя мозаичная карта Святой Земли. А также множество современных мозаик, которые поражают искусством выполнения, натуральными оттенками цветов, тонкостью и мастерством. Особенность иорданской мозаики в том, что камешки для мозаики не разукрашиваются, а подбираются по цветам из натуральных горных пород, добывающихся в Иордании.
Утром следующего дня на праздник Крещения Господня снова была возможность причаститься Святых Христовых Таин. В службе на арабском языке я не понимала ни слова. Оставалось только молиться душой и узнавать знакомые моменты хода службы, который практически не отличается от нашего.
После трапезы мы отправились далее на юг Иордании. По дороге в Акабу – самый южный иорданский город, мы не могли не посетить Петру – древнюю столицу набатейского царства, расположенную в скалах. Говорят, тысячи лет назад это место было дном моря. Долгое время на пересечении торговых путей Петра процветала как столица. После землетрясения город был полностью разрушен. А когда торговые пути пошли по другим местам, город и вовсе оказался вымершим и забытым. Теперь археологам удалось откопать и вновь открыть Петру. Сохранилась только та её часть, где хоронили мёртвых – так называемый «город мёртвых». От «города живых» почти ничего не осталось. В этом есть свой смысл: это напоминает нам о том, что земная жизнь временна и не кончается смертью, а переходит в вечность. В скалах Петры особенно чувствуется Божие величие.
Далее наш путь лежал в Египет. По милости Божией нам удалось побывать там в мирное время, и не было никаких проблем на границах. Несколько часов езды вдоль Красного моря и по каменной горной пустыне – и мы в монастыре Святой Мученицы Екатерины на Синае. После службы в монастыре паломникам у мощей Святой дают серебряное колечко – как знак того, что все мы должны хоть частично посвятить свою жизнь Христу. Душа каждого христианина – Невеста Христова. Хотя конечно это несравнимо с подвигами святой Екатерины, которая целиком и полностью отдала свою жизнь Христу. Её мощи находятся здесь потому, что некогда были чудесным образом найдены на горе Синай. А монастырь существует здесь с пятого века, и ни разу не был разрушен благодаря тому, что мусульманам было разрешено на территории монастыря посещать мечеть. Так здесь мирно сосуществуют бок о бок верующие мусульмане и православные христиане.
В музее монастыря множество древних икон и рукописей. Ещё там растёт куст – Неопалимая Купина, в котором Бог явился Моисею. Так и растёт по сей день, и на корнях куста совершается Божественная Литургия…
Ночью нам предстояло особое испытание. После нескольких часов сна, уже в два часа по полуночи надо было начинать восхождение на гору Синай. Нам в очередной раз повезло: ночь была лунная и такая светлая, что даже не понадобились фонари. Мы взяли в руки посохи и с молитвой отправились вверх… Путь был долгим – к рассвету мы наконец добрались до вершины. При появлении солнца многие люди пели Пасхальный тропарь на разных языках. Вспомнилось играющее лучами солнце в пасхальное утро. Паломники из нашей группы долго молились, не хотели спускаться с небес на землю… Я не такая усердная как остальные, не могла больше находиться на вершине, потому что от холода просто онемели ноги, и направилась вниз по Монастырской тропе. Несмотря на то что я ни ела, ни спала, не чувствовалось ни сна, ни голода. Я только созерцала горные пейзажи невероятной красоты. Не хотелось ничего земного и тленного после такого соприкосновения с вечным, таким, что даже не описать словами…
В последний день нашей поездки у нас было свободное время в Акабе. Мы отправились на рынок тратить оставшиеся деньги, покупать восточные сладости, пряности, кофе, вино и прочие местные богатства. Однако на совести скребло то, что в этот день нашей паломнической поездки мы не побывали ни в каком святом месте. Но произошло очередное чудо. Возвращаясь с рынка, нам навстречу вышел отец Василий – настоятель православного храма Святого Николая Чудотворца в Акабе, и пригласил нас посетить храм, что мы и сделали с великой радостью. Батюшка отслужил для нас молебен и одарил иконами, святым маслом и восточными сладостями. Мы прочитали в храме акафист Николаю Чудотворцу перед дорогой домой, и со спокойной душой вернулись в гостиницу, а затем и в Латвию, полные благодати Божьей и впечатлениями о пережитых приключениях и испытаниях.
Главной целью поездки для меня было измениться к лучшему, приблизиться к Господу, сделаться более совершенной, и сделать очередной шаг ко спасению души. Надеюсь что это удалось хотя бы отчасти, и Господь принял наши жертвы и молитвы не только за себя, но и за наших близких, любимых, дорогих сердцу людей.
Поделиться впечатлениями или обсудить статью на форуме

Интересная статья? Поделись ей с другими: